-
13.02.2025 20:18
Вопросы мотивации и дисциплины в обучении юного музыканта
Заместитель директора по УВР
МБУ ДО ГДМШ «Классика» ГО «Город Архангельск»,
преподаватель фортепиано
Костылева О.Б.
Вопросы мотивации и дисциплины – одни из самых важных и актуальных в обучении юного музыканта. Задача преподавателя управлять деятельностью ученика через мотивацию и дисциплину для успешного и эффективного обучения.
Мотивация (от лат. movere «двигать») – это процесс, который побуждает человека действовать и достигать своих целей. Она включает в себя интересы, потребности, ценности и цели. Мотивация может быть внутренней, когда человек действует ради удовольствия или достижения личных целей, и внешней, когда действия мотивированы наградами или наказаниями от других людей или внешних обстоятельств.
Дисциплина (от лат. discere «учиться») – это способность человека контролировать свои эмоции, мысли и поведение для достижения определенных целей. Она помогает сосредоточиться на важных задачах, преодолевать трудности и достигать поставленные цели.
Мотивация – это мощная движущая сила, которая заставляет начать какое-то дело, начать осуществлять свою мечту, а дисциплина – это то, что заставляет не останавливаться и идти вперед.
В нашей работе мы часто наблюдаем такую картину: ребенок приходит в ДМШ с большим желанием научиться играть на музыкальном инструменте, но, сталкиваясь с тем, что обучение в ДМШ процесс длительный и сложный, постепенно это желание угасает, а то и вовсе пропадает.
Почему это происходит? Ученик рано или поздно теряет мотивацию и начинает сомневаться тогда, когда нет промежуточных результатов. Мозг ребенка начинает экономить энергию, потому что любая деятельность для него – это трата энергии, важным для него становится то, что приносит быстрое удовольствие и положительные эмоции: социальные сети, веселая компания, другие увлечения, которые способствуют выбросу дофамина, окситоцина и других гормонов радости.
Овладение музыкальным инструментом, получение свидетельства об окончании ДМШ – далекое будущее для ребенка. Непонимание цели, возрастные изменения и биологические процессы, происходящие в организме ребенка, другие причины ведут к потере интереса в обучении, потере мотивации, срывам, желанию бросить школу.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать целую систему разнообразных мотивов, которые переплетаясь дополняют друг друга.
Прежде всего следует разъяснять учащимся и их родителям значимость обучения в ДМШ, рассказывать о влиянии музыки на развитие личности, о возможности получения в будущем интересной творческой профессии. Чтобы ребенок шел в ДМШ с желанием необходимо создавать творческую позитивную и комфортную атмосферу в школе. Использование наглядных, практических и поисково-проблемных методов обучения, коллективные формы работы, концертная деятельность, внеклассные мероприятия, посещение концертов, участие в конкурсах и фестивалях, а также личность преподавателя его заинтересованность в ученике, похвала за любые удачи в обучении все это повышает интерес детей к учебе, положительно влияют на мотивацию обучения.
Но мотивация – это одна сторона медали, только на интересе без труда, без усердия, без систематических занятий добиться результата нельзя. Необходима дисциплина, и именно она – секрет успеха! «Хочу» – окрыляет, удваивает силы, «надо» – обязан – дисциплинирующий фактор.
Дисциплина – это стабильное движение вперед, с пониманием того, ради чего это делается. Умение прикладывать волевые усилия для выполнения обычных ежедневных действий, не отвлекаясь на бесполезные дела – это то, чему мы должны учиться сами и учить наших детей.
Дисциплина требует самоконтроля, силы воли, обязательности, терпения и практики, это привычка, которая вырабатывается со временем (любая привычка формируется примерно 21 день, это около 40 повторений).
Все время испытывать вдохновение и мотивацию невозможно. У всех нас и у наших учеников тоже бывает плохое настроение, самочувствие, можно потерять веру в себя или просто ничего не хотеть. Все это сбивает с настроя и мешает дисциплине. Поэтому следует хорошо знать сильные и слабые стороны своих учеников, обращать внимание на их мысли, эмоции, хорошо их понимать, тогда можно выстроить процесс обучения максимально эффективно.
Дисциплина помогает не ждать настроения, вдохновения, а начинать действовать, часто настроение естественным образом приходит в процессе работы, как аппетит во время еды. Важна внутренняя установка (самонастрой), усилие воли, преодоление себя, заниматься чтобы доставить удовольствие самому себе, чтобы насладиться звуком и красотой музыки.
Мотивация и дисциплина помогают эффективно управлять временем, повышают продуктивность обучения, делают обучение более успешным.
Как развивать мотивацию и дисциплину?
- Ставить перед учеником четкие, конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени цели. Дать обучению направление и цель.
- Находить «зачем и почему», т.е. объяснять смысл всего того, что делает ученик.
- Учить ребенка придерживаться распорядка, создавать рутину. Объяснять важность систематических домашних занятий в определенное время каждый день, каждую неделю для того, чтобы работать над достижением поставленных целей. (Натан Перельман: «шесть дней трудись, седьмой играй, играй, играй»).
- Отмечать каждую, даже незначительную победу ученика. Признавать и оценивать прогресс в обучении (это будет мотивацией для дальнейшего движения).
Дисциплина, владение собой, самодисциплина важны прежде всего для педагога, который является примером для ученика. За порогом класса мы должны оставить – усталость, заботы, дурное самочувствие, плохое настроение. Педагог как хороший актер, при любых обстоятельствах, играет свою роль, заряжая ученика. Если энергия педагога понижается на 20%, то энергия его ученика падает на 100%.
Творческое состояние педагога, его «педагогический артистизм» дисциплинирует учеников: собранность, напряженная работа мысли, эмоциональное переживание музыки, заражающее и заряжающее ученика, концентрация внимания, обостренная наблюдательность, яркая, образная речь, уверенность в своих действиях, увлеченность процессом, интерес к общению с учеником, умение устанавливать контакт, умение диагностировать состояние ученика, четкая организация урока - все это влияет на мотивацию и дисциплину учеников.
Привычки, которые мешают быть дисциплинированным:
- Неумение планировать свой день. Дела накапливаются, отсюда потеря сил, плохое настроение и т.д. Рекомендация – составлять список дел на день, неделю, месяц и т.д. Делить дела на срочные, не срочные, важные, не важные (Матрица Эйзенхауэра – распределение дел по степени важности, этот метод описан в книге Лотара Зайверта «Ваше время в ваших руках»).
- Привычка полагаться на силу воли. Иногда как не старайся, заставить себя не получается. В этом случае рекомендуется обустроить свое рабочее место так, чтобы ничто не отвлекало от дела и не мешало концентрации внимания.
- Вредят дисциплине и мысли о результате. Не следует размышлять о том, что будет, а делать то, что необходимо для достижения цели, сконцентрироваться на действии («делай что должно и будь, что будет», «поставить цель и забыть о ней»).
Большую роль в успешном обучении ребенка в ДШИ играют родители. Активно участвующие в учебном процессе родители учеников, также как и преподаватели будут помогать ребенку в вопросах мотивации и дисциплины. Поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребенка – задача преподавателя, который должен объяснить серьезность дела, которым начал заниматься ребенок, требующим внимания, терпения, трудолюбия и дисциплины, познакомить родителей учеников с особенностями обучения в ДМШ, проводить собрания, концерты, индивидуальные беседы, проводить открытые уроки, приглашать на концерты, конкурсы, по возможности создать партнерские отношения «учитель-родитель–ученик».
Мотивация и дисциплина являются необходимыми условиями в организации современного учебного процесса в ДМШ, они дополняют друг друга. В обучении юных музыкантов мотивация придает начальный импульс и вдохновение действиям, а дисциплина поддерживает устойчивое движение приводит к цели, помогая сделать процесс обучения успешным и эффективным, активно участвуя в формировании личности ребенка.
Список литературы
- https://obuchim.сom/polezno
- https://www.b17.ru/article/538458/
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000
- Корыхалова Н.П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. – СПРБ.: Композитор. Санкт-Петербург, 2006.-552с.
- Мотивация в обучении https://cyberleninka.ru/arti
- Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. – СПб.: Алетея, 2001. – 320с.